Арт терапия показания и противопоказания

https://gestaltinstitute.ge/nav/word_pdf/biblioteka/Art%20Therapy.pdf (очень хорошая книга об арт терапии почитайте)

История возникновения[править | править код]

Adrian Hill — «Behind Gavrelle», 1917

Термин «арт-терапия» (буквально: лечение искусством) ввел в употребление художник Адриан Хилл в 1938 году при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Эти методы были применены в США в работе с детьми, вывезенными из нацистских лагерей во время Второй мировой войны. В начале своего развития арт-терапия отражала психоаналитические взгляды З. Фрейда и К. Г. Юнга, по которым конечный продукт художественной деятельности клиента (будь то рисунок, скульптура, инсталляция) выражает его неосознаваемые психические процессы. В 1960 г. в Америке была создана Американская арт-терапевтическая ассоциация[3].

Страхи и их избавление.

Преимуществом данной методики является то, что она позволяет визуализировать подсознательные страхи и негативные домыслы. В колонке «проблема» будет отображено то, что волнует человека в настоящее время. Взгляд со стороны, представленный в колонке «решение», покажет иное видение проблемы и такие способы решения, которые человек упускает из виду.

Этот тренинг отлично подходит для людей, которые решили избавиться от алкоголизма и наркомании, помогая им увидеть и услышать опыт других людей и применяя его в собственной жизни.

Надо сказать, что подобная методика оказывает положительное влияние на людей, испытывающих сложности с конструктивным общением (абсолютно все зависимые люди). Они учатся взаимодействовать с другими людьми, принимать помощь извне, анализировать ситуацию со стороны, видеть в ней несколько вариантов решения.

  • Тренинг «Позиция»
  • Учимся ценить самого себя
  • Арт-терапия в психологии

    Область применения средств арт-терапии практически безгранична. Она особенно эффективна в борьбе со стрессами, депрессиями, страхами, фобиями, неудовлетворенностью собой и своей жизнью. Помогает в случаях проявления немотивированной агрессии и при преодолении последствий психологических травм. Арт-терапия развивает творческий потенциал и направляет человека на новые свершения и позитивные изменения в его жизни, открывает новые интересы и области для самовыражения.

    Существует огромное количество направлений и видов арт-терапии. По сути это всё, что связано с творчеством: танцы, сказко-терапияпесочная терапия, оригами, рисование, маскотерапия, лепка, цветотерапия, фототерапия, музыкотерапия, драматерапия и многое-многое другое. Был разработан и комплексный подход – арт-синтезтерапия. Он основан на использовании сочетания нескольких типов творчества: живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик можно увеличивать.

    Арт-терапия будет одинаково полезна как взрослым людям, так и при работе с подростками и дошкольниками. Также она всегда доказывала свою необходимость при работе с больными, людьми с физическими ограничениями и социально-незащищенными категориями граждан.

    Так, британский врач и художник Адриан Хилл (ввел понятие арт-терапии в широкое использование в 40—х гг.) доказал на практике лечебное действие арт-терапии. Он работал в госпитале с туберкулезными больными как педагог по изобразительному искусству и отметил тот факт, что больные, которые регулярно занимаются творчеством выздоравливают быстрее и легче. При этом пациенты отвлекались от своих проблем и переживаний.

    Преимущества и недостатки

    Одним из главных преимуществ арт-терапии является возможность заниматься в группах, что содействует формированию определенной модели окружающего мира, в которой можно исследовать собственное поведение и испытать новые формы взаимодействия.

    Среди недостатков данного метода можно отметить невозможность достижения быстрого результата из-за возможности нерегулярных арт-терапевтических встреч и в некоторых случаях низкой степени вовлеченности участников.

    Краткие сведения о преимуществах и недостатках расположены в таблице ниже:

    Преимущества Недостатки
    Арт-терапия в группе является общим делом, при этом каждый участник получает поддержку. Обмен общими предметами снижает уровень изоляции и тревожности. Метод, при котором отсутствуют инструкции, указания и четкое направление может оказаться малоэффективным.
    В процессе творческого созидания каждый участник имеет возможность как вербального, так и невербального взаимодействия. Неопределенные временные границы и нерегулярность арт-терапевтических сеансов не может показать быстрые результаты.
    После создания своей работы каждый участник получает обратную связь и это позволяет лучше ориентироваться во внутреннем мире и ясно осознавать свои модели поведения в обществе. Необходимость учитывать индивидуальные возможности человека при работе в группе и готовить отдельный набор материала для каждого участника.

    Арт-терапия помогает распознать разрушающие чувства, которые тяжело сразу определить, если они кроются глубоко в бессознательном. Данная практика в психологии позволяет посмотреть на проблему со стороны и переосмыслить уже очевидное. При этом акцент делается не на получении результата с какими-либо критериями или параметрами, а на самом процессе создания своего произведения.

    Читайте также:  С чего начать занятия хатха-йогой: базовые советы и комплексы

    Арт-терапия упражнения

    Основным отличием арт-терапии от других видов психотерапевтических практик является использование невербальных коммуникаций как основного механизма донесения до людей информации. Ее базис составляют практические упражнения, помогающие индивиду находить ответы на всевозможные вопросы, справляться с внутренними тормозящими факторами, одолевать в себе страхи.

    Упражнения в арт-терапевтической практике являются своеобразным инструментом, позволяющим исследовать идеи, события, чувства, развивать межличностные отношения, умения и навыки, повышать самооценку и уверенность в силах, создать новый, более успешный образа собственного «Я».

    Сессия арт-терапии состоит из двух частей. Первая часть охватывает творческое выражение клиента, носит невербальный характер, не включает в себя конкретную структуру проведения. Главным инструментом самовыражения пациентов в этой части является творческая деятельность, например, рисование или лепка. Во второй части главенствуют вербальные механизмы. Она идет сразу после первой и заключается в словесном активном обсуждении плодов творческой деятельности.

    Наиболее популярным методом арт-терапии среди ведущих психотерапевтов считается коллаж, так как он дает возможность врачу оценить актуальное психическое состояние пациента, выявить наиболее волнующие его переживания. Основные характеристики данного упражнения заключаются в акцентировании на положительных эмоциональных переживаниях клиента, возможности для самовыражения любого человека, даже совершенно далекого от искусства, раскрытия максимум потенциала. Коллаж считается очень действенным инструментом работы с личностью.

    Создание фигур из глины позволяет индивиду дать выход собственным эмоциям, переживаниям через лепку. Существует огромное множество вариантов этого упражнения, начиная от сотворения глиняных сосудов и заканчивая лепкой частей тела. Арт-терапия с детьми и их упражнения направлены на увеличение работоспособности, снятия напряжения, развитие творческих способностей. Наиболее актуальными сегодня являются музыкотерапия, танцевальная и драматическая терапия, сказкотерапия и др.

    Прослушивание музыки, игра на различных инструментах, постукивание и хлопки в соответствии ритмом мелодии – все это значительно увеличивает детскую работоспособность, снимает стресс, способствует развитию художественных способностей. Драматическая терапия учит общению, способствует формированию адекватной самооценки. Арт-терапия с детьми и упражнения танцевальной терапии направлены на профилактику неврозов и комплексов.

    Читайте также:  Йога для начинающих или мой путь к здоровью и йоге

    Основные концепции исцеления искусством

    Описание методов арт-терапии, а также ее отдельные техники снятия психологического напряжения, строятся на четырех основных концепциях:

    1. Психоаналитическая арт-терапия. Самоанализ может проецироваться на конечном продукте творчества, это нужно расценивать как способ познания его внутреннего мира. Примером можно взять живопись. Рисунок отображает подсознательные процессы пациента: его страхи, переживания и фобии.
    2. Психодинамическая арт-терапия – использование предметов творчества как формы символичной речи пациента. Познать эту технику можно, если сравнить рисунок больного с рисунком другого человека. Отличия использованных форм и красок указывают на разное психоэмоциональное состояние людей, изобразивших свои рисунки в одно время (психогимнастика).
    3. Гуманистическая арт-терапия. Психолого-эмоциональный фон человека зависит от его жизненной активности, удовлетворении требований и адаптированности к внешней среде. Экспрессивная и художественная терапии отображают это и помогают специалистам формировать последующие действия в лечении пациента.
    4. Экзистенциальная арт-терапия. В ее основе лежит проблема развития индивидуума. Такая терапия уделяет больше внимания этическим особенностям и целеустремленности человека.

    Все концепции арт-терапии строятся не только на подсознательном состоянии человека, но и на его физической личности. Это подтверждает гуманистические основы психологии о восприятии человека как единого организма. Будущее человека, его самоорганизация и здоровье, зависят от жизнедеятельности пациента и его целеустремленности.

    Для эффективности лечения нужно учитывать стадии становления личности. Отдельные методы используются для детей, другие – для взрослых, а третьи могут быть использованы для всех.

    Индивидуальная арт-терапия

    Для этой формы арт-психотерапевтической работы характерно то, что клиент обращается за консультацией к специалисту, а затем в его же присутствии выполняет творческие задания. Терапевт, к примеру, может дать задание нарисовать что-то на конкретную тему и в определенной технике, последовательно создать целостный художественный образ и т.д.

    В большинстве случаев продолжительность одной сессии составляет от 45 минут до 2 часов. Учитывая, что это немногим больше, чем длится обычная консультация психотерапевта, человеку вполне хватает времени для погружения в творческий поток, выполнение задания, последующий его анализ и формулирование выводов.