Аштанга йога: принципы и философия, правильные движения

Кто такой Патанджали? (на картинке это он изображен в виде змея Шеша) Это индийский философ, мудрец, основатель философско-религиозной школы (даршаны) в Индии II век до .н.э. В этой его работе мы встречаем определение «Аштанга-йоги».

Свами Раджарши Муни

Ямы и ниямы в йоге. Принципы духовной жизни 5

Оценить

нет оценки5 прочитали 23 планируют 1 рецензия

  • Эзотерика
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни

Мудрец Патанджали утвердил йогу как дисциплину восьми практик, или аштанга йогу. Аштанга йога состоит из трех основных групп. Первые две практики — яма и нияма. Вместе они создают моральную основу поведения практикующего. Ямы (ограничения) и ниямы (обеты) развивают этическое поведение для достижения духовных целей. Вторая группа состоит из внешних практик, которые включают асаны, пранаямы и пратьяхару. Эта группа известна как хатха-йога. Данные практики сосредоточены преимущественно на физических дисциплинах. Они укрепляют тело, усиливают жизненную энергию и успокаивают ум. Третья группа известна как раджа-йога, которая состоит из…

Развернуть

Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Серия: Йога/Саморазвитие
Издательство: Свет
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни

Содержание Дополнительная информация об издании

ISBN: 978-5-413-01886-6

Год издания: 2019

Переводчик: Сидоренко С. Кол-во страниц: 120 Формат: 20 x 14.2 x 0.7 Тип обложки: Мягкая глянцевая

Возрастные ограничения: 16+

Жанры и теги

Жанры: Эзотерика

Теги:

Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни

Подробнее о книге

  • Рецензии 1
  • О книге
  • Подборки 2
  • Читатели 5

Напишите рецензию! Текст вашей рецензии… У вас есть ссылка на рецензию критика?

Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни
Свами Раджарши Муни

"Нияма" означает "саморегуляция".

Не владея саморегуляцией, нельзя достичь более высоких состояний сознания. Пять правил:1) Шаоча — означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды а так же чистота сознания, мыслей, чистота внутреннего мира человека;2) Сантоша — спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;3) Тапах — постоянная, упорная тренировка;4) Свадхьяя — Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяяя. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;5) Ишвара Пранидхана — смирение и принятие истинной иерархической структуры мира.Учителя обещают самое быстрое развитие после того как мы пройдем и осознаем принципы Ямы и Ниямы. И только после этого следует переходить к следующим этапам развития:

"Нияма" означает "саморегуляция".

Яма — универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса — ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья — правдивость в словах и помыслах; астейя — не стяжательство, скромность; апариграха — бескорыстие; брахмачарья — стремленние к добру. Нияма — нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча — поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша — внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас — усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя — изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана — преданность Богу, устремление ума за границы личности. Асана — позы йоги и физические аспекты практики. Пранаяма — управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием. Пратьяхара — отвлечение чувств от внешних объектов. Дхарана — сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте. Дхьяна — медитация. Самадхи — состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени — это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.

И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.

Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.

Читайте также:  Как йога помогает стать спокойнее и счастливее

Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.

"Нияма" означает "саморегуляция".

Не владея саморегуляцией, нельзя достичь более высоких состояний сознания. Пять правил:1) Шаоча — означает чистоту сознания и тела. Имеется в виду чистота в окружающем человека мире, чистота тела и одежды а так же чистота сознания, мыслей, чистота внутреннего мира человека;2) Сантоша — спокойствие и принятие всего таким, каково оно есть;3) Тапах — постоянная, упорная тренировка;4) Свадхьяя — Человек должен читать и усваивать смысл великих книг и писаний, написанных духовно продвинутыми людьми. Много читать без должного понимания не значит следовать принципу Свадхьяяя. Этот принцип важен тем, что устанавливает контакт с великими людьми и вдохновляет нас продолжать усилия на пути самопознания;5) Ишвара Пранидхана — смирение и принятие истинной иерархической структуры мира.Учителя обещают самое быстрое развитие после того как мы пройдем и осознаем принципы Ямы и Ниямы. И только после этого следует переходить к следующим этапам развития:

"Нияма" означает "саморегуляция".

Яма — универсальные этические нормы, в числе которых: ахимса — ненасилие, не причинение вреда себе и другим; сатья — правдивость в словах и помыслах; астейя — не стяжательство, скромность; апариграха — бескорыстие; брахмачарья — стремленние к добру. Нияма — нормы внутренней дисциплины, среди которых: шауча — поддержание физической и нравственной чистоты; сантоша — внутренняя удовлетворенность собой, окружающими людьми и внешними обстоятельствами; тапас — усердие и стойкость в практике йоги; свадхьяя — изучение себя, способность к постоянному познанию нового; ишвара пранидхана — преданность Богу, устремление ума за границы личности. Асана — позы йоги и физические аспекты практики. Пранаяма — управление праной или, более узко, осознанное управление дыханием. Пратьяхара — отвлечение чувств от внешних объектов. Дхарана — сосредоточение, удержание сознания на выбранном объекте. Дхьяна — медитация. Самадхи — состояние «самостности»: слияние сознания, субъекта и объекта медитации.

В современном мире, особенно на Западе, практика йоги часто сводится к асанам и пранаяме, в обход первых двух ступеней. А между тем, в древней Индии соблюдение ямы-ниямы считалось обязательным для представителей высших сословий, которые, собственно, и практиковали йогу. В сущности, первая и вторая ступени — это набор морально-этических норм, направленных на поддержание социального и внутреннего благополучия человека.

И если вы действительно хотите продвижения, принципы ямы-ниямы надо соблюдать. В то же время, даже одна только практика асан и пранаямы так позитивно влияет на человека, что его образ жизни и поведение сами собой постепенно меняются. И он приходит к яме-нияме, так сказать, опытным путем.

Что же касается 5-8 ступеней, то они достижимы далеко не для всех. К тому же, для большинства представителей западного сообщества эти аспекты йоги не представляют практического интереса: вообще говоря, философские корни йоги в ее популярном варианте проявлены в самой слабой степени.

Но даже этого достаточно для самосовершенствования: выполняя асаны, мы постепенно становимся более открытыми и доброжелательными, менее рассеянными и беспокойными, более энергичными.

Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги

Аштанга-йога — одна из систем йоги, причём одна из самых известных.

Её часто называют просто «йогой» или «классической йогой», и объясняется это тем, что система аштанга-йоги была подробно описана древним мудрецом Патанджали в его Йога-сутре и вошла в традиционную индийскую философию как одна из даршан (философских систем). Эту систему йоги также называют мистической йогой, медитационной йогой, дхьяна-йогой и санкхья-йогой.

Определение

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая». Аштанга-йога состоит из следующих ступеней:

  • яма
  • нияма
  • асана
  • пранаяма
  • пратьяхара
  • дхарана
  • дхьяна
  • самадхи.

Начальные ступени аштанга-йоги — это хатха-йога — система, следуя которой йог учится управлять телом с помощью йога-асан и дыханием с помощью пранаямы.

Достигнув этого и уединившись от мира, такой человек старается развить способность управлять жизненным воздухом, циркулирующим в его теле.

Когда вас ничто больше не беспокоит, а жизненный воздух сосредоточен у макушки, в сердце или ниже пупка, вы стараетесь полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Такое сосредоточение сознания называется самадхи.

Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги

Обратите внимание

Читайте также:  Поза воина или Вирабхадрасана — в здоровом теле здоровый дух

Самадхи, или сознание Бога, — это стадия совершенства как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге.

Разница в том, что успех в системе аштанга-йоги определяется технической способностью человека управлять своими чувствами и умом, и начальные ступени этой системы предназначены именно для развития такой способности.

Для этого йог сначала должен упорядочить свою жизнь, что достигается с помощью первых двух стадий восьмиступенчатого процесса: ямы иниямы.

Это регулирующие принципы.

В стихах 33-34 девятнадцатой главы одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие двенадцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешённость (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), половое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).

 Нияма

Предписанные обязанности. Кришна перечисляет их в стихах 34-35, сразу после регулирующих принципов, — поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имён Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), гостеприимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртха-атана), стремление только

  • Первая
  • Назад
  • Далее
  • Последняя

Аштанга-йога. Принципы Аштанга-йоги

Аштанга-йога — одна из систем йоги, причём одна из самых известных.

Её часто называют просто «йогой» или «классической йогой», и объясняется это тем, что система аштанга-йоги была подробно описана древним мудрецом Патанджали в его Йога-сутре и вошла в традиционную индийскую философию как одна из даршан (философских систем). Эту систему йоги также называют мистической йогой, медитационной йогой, дхьяна-йогой и санкхья-йогой.

Определение

«Аштанга» в переводе с санскрита означает «восьмиступенчатая». Аштанга-йога состоит из следующих ступеней:

  • яма
  • нияма
  • асана
  • пранаяма
  • пратьяхара
  • дхарана
  • дхьяна
  • самадхи.

Начальные ступени аштанга-йоги — это хатха-йога — система, следуя которой йог учится управлять телом с помощью йога-асан и дыханием с помощью пранаямы.

Достигнув этого и уединившись от мира, такой человек старается развить способность управлять жизненным воздухом, циркулирующим в его теле.

Когда вас ничто больше не беспокоит, а жизненный воздух сосредоточен у макушки, в сердце или ниже пупка, вы стараетесь полностью сосредоточиться на Верховном Господе. Такое сосредоточение сознания называется самадхи.

Обратите внимание

Самадхи, или сознание Бога, — это стадия совершенства как в аштанга-йоге, так и в бхакти-йоге.

Разница в том, что успех в системе аштанга-йоги определяется технической способностью человека управлять своими чувствами и умом, и начальные ступени этой системы предназначены именно для развития такой способности.

Для этого йог сначала должен упорядочить свою жизнь, что достигается с помощью первых двух стадий восьмиступенчатого процесса: ямы иниямы.

Это регулирующие принципы.

В стихах 33-34 девятнадцатой главы одиннадцатой песни Шримад-Бхагаватам, отвечая на вопрос Уддхавы, Кришна перечисляет следующие двенадцать принципов: ненасилие (ахимса), правдивость (сатья), запрет воровства или домогательства чужой собственности (астея), отрешённость (асанга), смирение (хри), нестяжательство (асаньчая), вера в религиозные принципы (астикья), половое воздержание (брахмачарья), молчание (мауна), самообладание (стхайрья), прощение (кшама) и бесстрашие (абхая).

 Нияма

Предписанные обязанности. Кришна перечисляет их в стихах 34-35, сразу после регулирующих принципов, — поддержание внутренней и внешней чистоты (шауча), повторение святых имён Господа (джапа), аскетизм (тапа), жертвование (хома), вера (шраддха), гостеприимство (атитхья), поклонение Господу (арчана), паломничество по святым местам (тиртха-атана), стремление только

  • Первая
  • Назад
  • Далее
  • Последняя

Апариграха. Значение слова

«Париграха» в буквальном переводе с санскрита означает ‘накопление’. Приставка «а» даёт противоположное значение слову, отрицание. То есть «апариграха» дословно переводится как ‘ненакопление’.

Вот ещё несколько определений, помогающих полнее раскрыть суть этого термина:

  • Отказ от привычки к удобствам и наслаждениям (пер. Свами Сатьянанды Сарасвати);
  • Непринятие даров (пер. Свенссона);
  • Способность принять только уместное (пер. Дешикачара);
  • Воздержание от жадности (пер. Бейли).

Теперь попробуем соотнести этот принцип с реалиями современного социального человека.

Мы живём в эпоху гиперпотребления. И нам всегда всего мало. Нам больше не хватает нескольких пар рабочих туфель. Нас уже не устраивает предпоследняя модель телефона. Мы любим окружать себя милыми (и вроде бы нужными) безделушками — уже третий (!) антикварный торшер, статуэтки-кошечки, книги с мудрыми цитатами, пылящиеся на полках. У многих из нас шкафы заняты одеждой, которую мы не носим по несколько лет. А кому-то посчастливилось (?) стать владельцем нескольких квартир, домов, машин, яхт…

Читайте также:  Прасарита Падоттанасана i. Прасарита Падоттанасана

Нас так научили. Желать, зарабатывать и реализовывать эти желания. Но насколько это полезно для нас, наших близких и дальних, для всего окружающего мира? Хороший вопрос.

Есть ещё одна любопытная интерпретация значения апариграхи.

Дебора Эдел в своей книге «Яма и Нияма. Исследование этических основ практики йоги» расшифровывает этот принцип в том числе как непривязанность, незалипание, незахват и непристрастие.

«То, чем пытаемся обладать, обладает нами», — замечает Дебора на страницах главы об апариграхе. И описывает индийскую технику ловли обезьян, не соблюдающих эту яму.

Тот древний способ заключается в хитром устройстве клетки, которая вовсе не для обезьяны, а для приманки.

Приманка-банан кладётся в клетку, у которой есть всего одно очень узкое отверстие. В это отверстие обезьяна может просунуть лапку, но вытащить банан не позволяет размер отверстия. Когда приходят охотники, обезьянка свободна отпустить спокойно банан и сбежать. Но бедные животные не могут это сделать. Они слишком привязаны к этому банану… Что срабатывает на руку охотникам.

Подобные «банановые» залипания случаются у многих из нас. И это может быть не всегда вещью. Привязанность к результатам практики йоги, к людям, удовольствиям, по мнению автора этой книги, также являются нарушением апариграхи.

Последствия несоблюдения апариграхи

Есть мнение, что каждая вещь, которая нам принадлежит, поддерживается нашей энергией. На этапе желания этой вещи, а также для её приобретения расходуется наша энергия. Но когда она уже наша и, к примеру, лежит себе спокойно в антресоли, потеря энергии не столь очевидна.

Для наглядности пример: два собственника — Пётр и Иван. Пётр владеет небольшой однокомнатной квартирой. А у Ивана — трёхэтажный особняк с двориком и садом. Попробуем предположить, а затем сравнить: сколько сил и денег (а это всё — энергия) требуется первому для поддержания своей квартиры в чистоте и порядке? А сколько второму?

И это относится к любой, даже самой малюсенькой вещичке в нашей собственности. Если у вас был опыт избавления от кучи старых неиспользуемых вещей, вы, скорее всего, понимаете, о чём речь. Ведь обычно после таких разборов возникает яркое ощущение прилива сил и бодрости.

Таким образом, последствие несоблюдения апариграхи — растрата нашей жизненной энергии.

Но есть ещё кое-что.

Вернёмся к нашим владельцам недвижимости — Ивану и Петру. Их квартира и дом сделаны строителями из материалов, созданных другими специалистами. Из сырья, которое добыли третьи. В йоге считается, что если ты пользуешься чем-то, сделанным не своими руками, образуется кармический>долг, который когда-нибудь придётся возвращать…

Получается, что соблюдение апариграхи позволяет нам:

  1. Сохранить нашу энергию;
  2. Уберечься от новых кармических долгов.

И не только. В «Йога-сутрах» Патанджали указывает, что «соблюдение этого принципа позволяет получить знания прошлых воплощений — их вида, времени и причины. А также узнать о дальнейших перерождениях» (пер. Свами Сатьянанды Сарасвати).

Заманчиво, не так ли? Но и это ещё не всё…

Асана

Именно асана первым делом ассоциируется у многих с йогой, хотя это только третья ступень. По-хорошему, в древние времена вас бы даже в зал не пустили до тех пор, пока вы не освоите Яму и Нияму. Но в 21 веке свои правила и многие приходят в йогу начиная именно с третьей ступени. Так что, если вы один из них, не переживайте. Главное, что вы вообще пришли!

Физическая нагрузка помогает снимать ментальные блоки и запускать энергетические процессы, а также укрепляет наше наши тело и дух.

Но поскольку асаны – это всего лишь ступень, то надо понимать, что они не являются целью. Асаны – это средство достижения духовного развития и просветления. Асаны — это лишь подготовка тела к длительной статической медитации.

Именно поэтому 10-минутное стояние на голове не делает человека йогом. Йогом его делает соблюдение всех правил Ямы и Ниямы.