Феномен Гуру-йоги в йогической традиции сиддхов

5 кош | Опыт тонких тел | Проникновение в бессознательное

Йога учит чистоте

Вакцину от коронавируса ещё не изобрели, в связи с чем актуальны все профилактические мероприятия, которые снижают вероятность заболеть. В основе этих мероприятий лежит личная гигиена, которая должна заключаться, желательно, в более расширенной системе действий, чем просто мытьё рук с мылом. Йога учит следить за чистотой организма в целом. Большое внимание уделяется системе питания, которая должна позитивно сказываться на работе желудочно-кишечного тракта, жидкостном балансе организма. Также большое внимание в практике йоги уделяется дыханию. Паранаяма, полное йогическое дыхание и другие техники воздухообмена человека и окружающей среды – это целое искусство. Искусство, осваивая которое, человек развивает лёгкие, делает их сильнее и, соответственно, менее подверженными различным респираторным заболеваниям, в том числе и коронавирусу.

Методы Лайя-йоги

Считается, что Бог Шива Адинатха передал множество тысяч практик Лайя-йоги, основная из них – это наданусандхана, куда входят методы концентрации на звуке (нада), слышимом в анахата-чакре. Нада – это Шива-Шакти-самарасья. Обычно в текстах упоминаются 4 стадии практики: арамбха (начало) – развязывается узел «брахма-грантхи» и прана входит в сушумну, в сердце раскрывается ананда и слышны звуки анахата-нады. Далее следует «гхата-авастха» (сосуд), она соответствует развязыванию узла «вишну-грантхи», опыту ати-шуньи. «Паричайя-авастха» (нарастание), опыт «Махашуньи» и «Нишпати-авастха» – завершающая стадия, в которой происходит развязывание узла «рудра-грантхи», когда сжигаются все семена кармы. В этой стадии Лайя-йоги йогин обретает совершенное тело – дивья-деха или сиддха-деха. Существует много синонимов и определений этого достижения: кайя-сиддхи, пинда-самвит, дживан-мукта и т.д. В «Сиддха-сиддханта-паддхати» Горакшанатхом сказано:

«Йогин постигает состояние самарасья в своём теле, он познал микро- и макрокосм (Вьяшти-пинда и Пара-пинда). Он всё видит в себе и себя во всём».

Лайя-йога, как правило, включает в себя подготовительные практики, в которых используются пранава Ом или же бхрамари-пранаяма, т.е. грубая форма звука, от которой можно «оттолкнуться» и перейти к внутренним практикам. В них нада поглощается в свой источник проявления, т.е. бинду. Так же существует множество других методов Лайя-йоги, например: пранаяма, мудры, бандхи, дришти, аджапа-джапа или аджапа-гайятри, чакра-бхеда, концентрация на адхарах и лакшьях, все они являются составной частью практики Лайя-йоги.

Читайте также:  Йога при сколиозе поясничного отдела позвоночника

Происхождение йоги и ее первоисточники

Все сутры сгруппированы в четырех трудах:

  1. Самадхипада посвящена целям йоги, ее формам и способам достижения нирваны (Самадхи).
  2. Садханапада излагает конкретные методы медитации для проникновения в Самадхи. Их суть в том, что нирваны можно достичь, только полностью отрешившись от всего сущего. Под сущим понимаются четыре формы страдания с возможностями отвлечься от них.
  3. Вибхутипад описывает внутренние особенности йоги и практическую, сверхъестественную пользу от ее полного освоения.
  4. Кайвальяпада открывает форму и сущность освобождения от мирской суеты.

Но история йоги своими корнями уходит гораздо глубже второго века до нашей эры, когда жил этот индийский мудрец. Ее истоки можно найти в древних священных текстах, например, Ведах или Упанишадах, комментирующих ведические принципы. Там учение называется Раджа-йогой, иными словами «царской».

Происхождение йоги и ее первоисточники

Духовная практика йоги еще с Вед считается продолжением практики санкхьи, только более приспособленной к жизни. Санкхья исходит из того, что каждый человек в своей жизни испытывает влияние двух противостоящих начал — Пуруша и Пракрити. Первое понятие означает духовный мир, второе — материальный. Йог в процессе своих медитаций должен освободить дух от влияния материи.

По мнению некоторых буддийских богословов, одних сутр Патанджали не достаточно для постижения истинной сущности йоги. Его труд лишь восстановил и систематизировал знание, доставшееся от прежних учителей. В настоящее время наиболее авторитетным философом после Патанджали является Вьяса. «Йога-бхашья», которую он написал, не только комментирует мысли предшественника, но и развивает их.

Опыт тонких тел

По мере того, как затухает интерес к грубым кошам, начинают пробуждаться тонкие коши. Если грубые тела (коши) состоят из физических органов (легкие, сердце, кишечник и др.), в которых происходят физиологические процессы дыхания, циркуляции крови и пищеварения, тонкие тела также имеют свою структуру и характеристики. В разветвленной системе нади и чакр (психических центров) циркулируют пранические и психические энергии, которые формируют энергетическую инфраструктуру, обуславливающую физическое тело. Слово «нади» переводится, как «течение, поток, проход или канал». Йогические тексты насчитывают более 72000 нади, из которых 3 являются важнейшими: ида, пингала и сушумна. Они функционируют внутри позвоночного столба: ида управляет левой стороной и контролирует ментальную энергию (манас шакти), весь диапазон умственных и психических возможностей человека; пингала нади отвечает за правую сторону, управляя витальной энергией (прана шакти), от которой зависит состояние физического тела и всех процессов, протекающих в нем; сушумна – важнейшее нади – начинает функционировать в среднем проходе позвоночного столба, если у человека пробуждается активный интерес к духовной жизни. Йогические тексты говорят о сушумне, как о спящей скрытой силе, которая управляет духовной энергией (атма шакти). Ида, пингала и сушумна берут свое начало в муладхаре, психическом центре, расположенном у основания позвоночника в области промежности. Здесь обитает созидательная энергия, которая как бы мгновенно извергается отсюда в момент своего пробуждения, формируя самосознание человека. Эта сила символизирует змею кундалини шакти, спящую и свернутую в 3,5 кольца. В мужском теле муладхара чакра расположена в области промежности между мочевыводящим каналом и прямой кишкой, а в женском – в шейке матки. Ида и пингала начинаются из 2-х точек муладхара чакры и затем поднимаются вверх, пересекая друг друга по центральной и позвоночника в 4-х промежуточных чакрах и, наконец, встречаются в аджна-чакре («третий глаз»), на вершине позвочного столба, позади межбровного центра. 4 промежуточные чакры – это: свадхиштхана (в районе копчика), манипура (позади пупка), анахата (в центре груди, позади сердца), вишуддха (в области глотки).

Сушумна-нади – прямая магистраль между муладхарой и аджной, своеобразная лестница, соединяющая землю с небесами. В отличие от иды и пингалы, которые функционируют в каждом из нас, канал сушумны и духовную энергию необходимо пробудить. Эти «тесные врата», «узкая тропа» и «лезвие бритвы» способна пробудить Йога. Такое пробуждение является самым важным событием в жизни человека.

Необходимость принципа Гуру – ученик

«Один лишь Гуру, который достиг Самореализации, может помочь ищущему достичь ее».

«Шива-сутра»

«Ничего не может более ценного, чем первая, ускоряющая движение души и изменяющая жизнь, шактипатха от Гуру. Нет ничего более важного для духовного пробуждения, чем последовательные дикши, или посвящения (инициации), которые он дает. Садгуру нужен, потому что ум слишком хитер, а эго – самосохраняющийся механизм. Именно Садгуру вдохновляет, помогает, руководит и ведет ученика навстречу его собственной Самости. Садгуру, усовершенствовавшийся в своих отношениях с Шивой, руководит садханой и тапасом, которые медленно сжигают семена санчита-кармы. В его задачу входит руководить уничтожением эго ученика и очищением подсознания, все время, направляя разбуженную силу Кундалини так, чтобы достигнуть стабильного прогресса от одной стадии к другой».

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами «Танец с Шивой»

Практика Тантра-йоги без благословения Гуру подобна попытке наполнить сосуд, у которого нет дна, или блужданию в бесконечном лабиринте без проводника. Благословение Учителя ослабляет вес кармических отпечатков в потоке ума духовного искателя, наделяя его вдохновением.

«Лишь знание, изреченное устами Гуру, ведет к Освобождению, все остальные практики не будут давать плодов, будут слабыми или будут создавать препятствия».

«Шива Самхита» (3. 11)

«Только с помощью Учителя может быть достигнуто совершенство, а не через рассудочное мышление и бесконечное обсуждение. Передачу мудрости нужно получить устно, а не от множества текстов, лишь тогда возможно стать Освобожденным. Высшая обитель достигается передачей силы и благословением Мастера, другого пути нет».

Читайте также:  Все о чакрах — значение, способы и методики очищения

«Сиддха-сиддханта-паддхати Горакша» (гл. 5 «Милость Гуру» )

Принцип духовного обучения, духовного наставничества и руководства в йогических, тантрических традициях гораздо тоньше, глубже и сложнее, нежели об этом принято думать среди людей, не имеющих отношения к какой-либо духовной традиции.

Понимание, оценка этого феномена зависят в первую очередь от духовного уровня, самоосознания того, кто его оценивает, степени ясности его ума, интеллектуальной подготовки и личного мистического, духовно-религиозного опыта.

Это совершенно нормальное явление, ибо любой духовный путь, будь то буддизм, йога, тантра, даосизм, дзен-медитация, традиционный религиозный путь веры в христианстве, путь шаманизма, магии и т. д. является неизмеримо более сложным, чем любой вид внешней «сансарной» научной, промышленной или творческой деятельности.

Внутренняя реальность настолько сложна, тонка и глубока, что духовному новичку предстоит учиться годами, десятки лет постигая великое искусство «внутреннего делания».

Так же, как в любой науке, в науке духа нужно учиться и учиться серьезно и долго. Это первое открытие, которое делает духовный искатель.

Брахманда – пространство

Агни йога состоит из явных и скрытых миров. Она не имеет начала и конца, точки отсчета и временных промежутков. Это пространство спокойно и безмятежно. Каждая его составляющая взаимодействует с себе подобными, а информация течет и пополняется. Энергетика космоса сопровождает каждый путь эволюции. Опорой данного созидания становится материя, состоящая из всех наук и знаний мира.

Брахманда

Брахманда – пространство

Вселенная не стоит на месте. Она развивается по пространственным законам. И ее двигателем признан разум Космоса, присутствующий в любом человеке. Люди – часть космоса, огненной энергии и развития, высшей материальности, Брахманы.